В связи с ростом тяжких и особо тяжких преступлений в сфере семейно-бытовых отношений на территории Ивьевского района ОВД Ивьевского райисполкома совместно с заинтересованными субъектами профилактики в период времени с 15 марта 2024 года по 17 марта 2024 года будет проведено специальное комплексное мероприятие «Быт».
Цель данного мероприятия — комплексное применение мер индивидуальной профилактики правонарушений и мер превентивного воздействия в отношении граждан, допускающих насилие в семье; повышение уровня взаимодействия субъектов профилактики правонарушений и вовлечение граждан для оказания им содействия при реализации профилактических мероприятий по предупреждению насилия в семье.
В рамках данного мероприятия сотрудниками ОВД совместно с заинтересованными субъектами профилактики запланировано посещение по месту жительства лиц, состоящих на учетах в ОВД за совершение правонарушений в быту, а также лиц, не привлеченных к административной либо уголовной ответственности при поступлении в ОВД в течение последних шести месяцев сообщений о двух и более фактах насилия в семье. Кроме того, запланировано проведение выступлений в трудовых коллективах, учреждениях образования и по месту жительства граждан, в ходе которых доведена информация об ответственности, возникающей за противоправные деяния в отношении членов семьи, а также государственных органах, оказывающих помощь лицам, пострадавшим от домашнего насилия.
К насилию в семье относятся умышленные действия физического психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между членами семьи.
Как правило, правонарушения данного вида совершают:
— лица, ведущие антиобщественный образ жизни, в прошлом судимые за умышленные преступления, но не вставшие на путь исправления. Это, обычно алкоголики, бытовые пьяницы, постоянно нарушающие общественный порядок (совершающие хулиганские действия), занимающиеся истязаниями, издевающиеся над членами семьи, родственниками, соседями. Преступление в быту – это проявление их общей антиобщественной позиции;
— лица, ранее в целом характеризовавшиеся положительно, совершают преступления в сложных конфликтных ситуациях в ответ на неправильное, часто даже противоправное поведение потерпевших (угрозы, насилие, издевательство и т.д.). Преступления они во многом совершают случайно, часто в нетрезвом состоянии или под влиянием ситуации, других участников.
В статье 31 Закона Республики Беларусь №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 04.01.2014 года закреплена такая мера индивидуальной профилактики правонарушений, как защитное предписание. Защитное предписание — установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Данная мера возлагает на лицо, совершившее насилие в семье, запреты общаться с пострадавшим, предпринимать попытки выяснять место его пребывания, посещать его местонахождение, распоряжаться общей совместной собственностью, а также обязанность временно покинуть общее жилое помещение. Защитное предписание применяется к лицу, которое повторно в течение года после объявления официального предупреждения привлечено к административной ответственности за правонарушение в быту, либо лицу, которое, находясь на профилактическом учете в ОВД, привлечено к административной ответственности за совершение правонарушений в быту.
В текущем году сотрудниками Ивьевского РОВД к семейным скандалистам применено 10 защитных предписаний, из них 9 с обязанностью временно покинуть общее жилое помещение.
Ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за причинение умышленного телесного повреждения, иных насильственных действий, либо нарушение защитного предписания.
Часть 1 ст.10.1 КоАП Республики Беларусь гласит: «умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест».
Часть 2 ст.10.1 КоАП Республики Беларусь гласит: «нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания,-влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.
Следует учитывать, что умысел при совершении данного административного правонарушения может быть как прямой, так и косвенный (лицо сознавало, что наносит побои, умышленно причиняет боль, физические или психические страдания близкому родственнику либо члену семьи, предвидело последствия этого в виде физических или психических страданий пострадавшего и желало их наступления или не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично).
Административная ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения в соответствии со статьей 4.2 КоАП наступает с 14-летнего возраста.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 4.4 КоАП деяния, содержащие признаки административных правонарушений, предусмотренных статьей 10.1 КоАП, влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
Так, статьей 9.4 ПИКоАП определено, что административный процесс по делам о рассматриваемых административных правонарушениях начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
Примирение по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.1 КоАП, допускается до объявления постановления по делу об административном правонарушении.
Также следует иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 9.6 ПИКоАП обстоятельствами, исключающими в данном случае административный процесс в отношении физического лица, являются отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
Вместе с тем, в случае совершения деяний, предусмотренных статьей 10.1 КоАП, административный процесс в соответствии с частью 1 статьи 9.4 ПИКоАП может быть начат прокурором при отсутствии указанного требования и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.